28
дек

0

Статья «Успех от слова «успеть»» в журнале Iron Magazine №3 (17) 2017

Д.э.н, профессор экономического факультета МГУ Лариса Лапидус выступила экспертом в статье «Успех от слова «успеть»» в журнале Iron Magazine №3 (17) 2017, посвященной вопросам влияния цифровой экономики на модели производства и формирование спроса на новые компетенции. Журнал Iron Magazine является корпоративным изданием компании «Металлоинвест» — одного из крупнейших горно-металлургических холдингов России, лидера цифровой трансформации, успешно реализующего программу масштабного внедрения цифровых технологий.

Лариса Владимировна отметила: «Цифровая (электронная) экономика – это совокупность отношений, складывающихся в процессах производства, распределения, обмена и потребления, основанных на онлайн технологиях и направленных на удовлетворение потребностей в жизненных благах. Мы уже живем в эпоху цифровой экономики, что видно и по перестройке существующих процессов, и по трансформации рынка труда. Онлайн-технологии привели к сокращению пространственных разрывов между продавцами и покупателями (интернет-торговля), студентами и аудиториями мировых университетов (online-образование), врачами и пациентами (телемедицина), работодателями и сотрудниками (дистанционная занятость), производителями и потребителями (аддитивные технологии). «Интернет вещей» обеспечил компании новыми инструментами моментального сбора достоверных данных о состоянии производственных процессов и позволил осуществлять мониторинг с наименьшими затратами и рисками, сопряженными с человеческим фактором. 3D-принтеры предоставляют уникальные возможности при проектировании новых механизмов (создании прототипов) и доработке готовых проектов в реальном режиме времени. Среди других достоинств аддитивных технологий – сокращение производственного цикла, снижение транспортных издержек, возможность выпускать небольшие партии продукции на заказ. Цифровые технологии позволили компаниям модернизировать процессы даже без собственной IT-инфраструктуры и программного обеспечения. Ведь и искусственный интеллект сегодня можно заказать в «облаке».

Screenshot_1

Спрос компаний на новые компетенции всегда сопряжен с проникновением новых технологий в производственный процесс. Если трансформации приобретают массовый характер, а система образования не успевает перестроиться, то на рынке труда наступает «кадровый голод», что и является сдерживающим фактором в запуске преобразований. Исходя из этого, можно утверждать, что в ближайшие 5-10 лет в России будут востребованы специалисты по технологиям Индустрии 4.0. Например, специалисты по работе с облачными системами, по машинному обучению, Agile, VR/AR/Mix VR, искусственному интеллекту (AI). В настоящее время, подобная ситуация наблюдается со специалистами по машинному обучению, искусственному интеллекту и big data, спрос на которых только с января 2016 года по сентябрь 2017 года, по данным Career.ru, вырос в 10, 8 и 5 раз соответственно. Так же можно констатировать положительную динамику заработных плат таких специалистов: по машинному обучению со 109 до 133 тыс. руб., по искусственному интеллекту с 81 до 102 тыс. руб., по big data с 97 до 142 тыс. руб.

В высокотехнологичном мире виртуальной реальности основная задача человека – развиваться со скоростью, позволяющей каждому встраиваться в новый мир. Главное – формировать и расширять знания и умения в ответ на технологические вызовы четвертой промышленной революции. Речь идет о компетенциях, которые станут ключевыми драйверами экономики: аналитические навыки и работа с большими данными, креативность, программирование, трансдисциплинарность, гибридные компетенции (инженер-технолог-экономист, биолог-технолог-экономист) и др.». Наиболее актуальными для работодателей, производителей и учебных заведений станут вопросы быстрого устаревания знаний в связи с сокращением срока полураспада компетенций до 1,5 года. Это приведет к пересмотру моделей подготовки специалистов с необходимостью перехода к гибридным компетенциям, поиска действенных методов обучения на протяжении всей жизни при всевозрастающей потребности компаний в доучивании и переучивании персонала.

X