Межфакультетский курс МГУ имени М.В. Ломоносова «Цифровая экономика: управление электронным бизнесом и электронной коммерцией» 

Автор: д.э.н., проф. Лариса Владимировна Лапидус

«Цифровая экономика: управление электронным бизнесом и электронной коммерцией»
/«Digital Economy: E-Business and E-Commerce Management»
ТОП-10 осеннего семестра 2014/2015 уч.г.; ТОП-15 осеннего семестра 2015/2016 уч.г.; 
ТОП-3 осеннего семестра 2016/2017 уч.г.; ТОП-3 осеннего семестра 2017/2018 уч.г.;
ТОП-3 осеннего семестра 2018/2019 уч.г.; ТОП-3 осеннего семестра 2019/2020 уч.г.
Победитель конкурса «Выдающиеся лекционные курсы» МГУ имени М.В.Ломоносова

Изучение состояния цифровой среды и процессов цифровой трансформации является основой для построения успешных бизнес-моделей компаний любого масштаба – от старт-апов до мировых гигантов.

Все больше внимания привлекает вопрос перераспределения лидерских позиций в мировых рейтингах компаний. Весь мир следит за ошеломляющим развитием рынков электронного бизнеса и электронной коммерции, где рост финансовых показателей компаний составляет сотни процентов, где можно наблюдать за самыми дорогими старт-апами и самыми крупными сделками венчурной индустрии.

Появляются новые быстро растущие интернет-рынки. Растет популярность шеринговых сервисов (SharingEconomy) и других видов электронных услуг, что бросает вызов традиционным компаниям разных отраслевых сегментов. Крупные интернет-ретейлеры выходят в офлайн, а офлайновая торговля активно движется в онлайн. Бум криптовалют и признаки новых финансовых «пузырей» порождают новые риски для бизнеса. Превращение интернет-гигантов в высокотехнологичные компании меняет характер конкурентной борьбы и трансформирует бизнес-модели онлайновых и традиционных компаний. Тотальное проникновение технологий Индустрии 4.0 меняет облик современного бизнеса.

Занятия по курсу проводятся в интерактивном режиме по авторской методике Л.В.Лапидус. В этом году курс будет прочитан уже в седьмой раз. Курс «Цифровая экономика: управление электронным бизнесом и электронной коммерцией» — победитель конкурса “Выдающиеся лекционные курсы” МГУ имени М.В.Ломоносова, 2018 г.

За предыдущие шесть осенних семестров курс выбрали более 2000 студентов с 32 факультетов МГУ. Работает правило 20 минут для разбора кейсов с приглашенными практиками. Последнее занятие традиционно проводится в формате научно-практической конференции. По желанию каждый слушатель может написать статью и опубликовать ее в сборнике конференции. В 2018 году был издан учебник по курсу.  Материалы курса и задания для получения дополнительных баллов размещаются в группе https://vk.com/club76268050

В процессе изучения курса будут рассмотрены рынки электронных платежей, интернет-магазинов, интернет-банкинга, киберспорта, основы монетизации сетевых сообществ, структура доходов Facebook, WhatsApp, LINE, Viber, PokemonGo, особенности поведения криптовалют, бизнес-модели Free-to-Play, Freemium-model, Print-on-Demand, SharingEconomy, Full-Crowdsourcing, Donationи многое другое. Будет дан ответ на вопрос: «Как COVID-19 повлиял на потребительское поведение в сети Интернет и на развитие цифровой экономики?».

Особое внимание будет уделено вопросам мировой практики успешного построения электронного бизнеса от рождения бизнес-идеи до вывода на рынок, встраивания инструментов электронного бизнеса в стратегию развития традиционных компаний, особенностям построения системы электронного маркетинга и использования на практике основных инструментов маркетинговых исследований, управления рекламой и продвижением электронного бизнеса и электронной коммерции.

Заключительной темой станет исследование мировых трендов цифровой экономики и технологий Индустрии 4.0, тенденций и перспектив развития электронного бизнеса и электронной коммерции.

Материалы
Программа курса

Общий объем курса — 24 часа.
Периодичность — 1 раз в неделю.
Формат проведения — практико-ориентированный.
Образовательные технологии: интерактивные лекции с элементами тренинг-сессий,
мастер-классов, релаксирующих игр на проверку внимания во время дискуссионной
лекции, разбора видеокейсов, творческих заданий и пр.
Аудитория: любой курс обучения.