Авторский курс «Цифровая трансформация бизнеса» д.э.н., профессора Ларисы Владимировны Лапидус

Магистерская программа «Инновационный менеджмент», экономический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова
Магистерская программа «Мировая экономика», НИУ «Высшая Школа Экономики»

Цифровая трансформация бизнеса является приоритетной задачей для Российской Федерации. Для эффективной цифровой трансформации необходимо понимать проблему на системном уровне. Для погружения в контекст цифровой трансформации в начале дисциплины фокус внимания направлен на сущность, эволюцию и признаки цифровой экономики; на состояние микро, мезо, макро и мега среды компаний; на технологии Индустрии 4.0., формируемые ими рынки и новые возможности для бизнеса; будет уделено внимание государственным инициативам по развитию цифровой экономики. Основная часть дисциплины «Цифровая трансформация бизнеса» направлена на изучение изменений природы компаний, конкурентной среды, трансформацию рынков, бизнес-моделей. Рассматриваются новые паттерны ведения бизнеса и потребления, такие как Mobile Economy, Sharing Economy, феномен уберизации и т.п. Отдельное внимание уделено новым рынкам интернет-торговли, цифрового контента, онлайн-банкинга, электронных платежей, криптовалют, e-grocery, киберспорта и др. Для формирования представления слушателей о конъюнктуре современного бизнеса, будут рассмотрены принципы цифровизации современных компаний; особенности бизнес-моделей Freemium, Free-to-Play, Full-Crowdsourcing, Donation, Print-on-Demand и др.; новые модели ценообразования в цифровой экономике; трансформация бизнес-моделей традиционного бизнеса с учетом отраслевых особенностей и другие аспекты цифровой трансформации бизнеса. Логическим завершением дисциплины является изучение системного подхода к управлению бизнесом в цифровой среде, новых подходов к управлению инфраструктурой бизнеса (дата-центры, цифровые платформы, “цифровые двойники” и т.п.), принципов управления рисками в цифровой экономике. Будет рассмотрена суть экосистемного подхода к цифровой трансформации бизнеса, платформенность и синхронизация данных как ключевые признаки корпоративной экосистемы, цифровые стратегии в разных сферах бизнеса, тренды цифровой глобализации и перспективы развития бизнеса.

Тема 1. «ЦИФРОВАЯ ТУРБУЛЕНТНОСТЬ» И ТРАНСФОРМАЦИЯ СРЕДЫ БИЗНЕСА
Тема 2. ИЗМЕНЕНИЕ ПРИРОДЫ КОМПАНИЙ И ХАРАКТЕРА КОНКУРЕНТНОЙ БОРЬБЫ
Тема 3. ТРАНСФОРМАЦИЯ РЫНКОВ
Тема 4. ТРАНСФОРМАЦИЯ БИЗНЕС-МОДЕЛЕЙ
Тема 5. ТЕХНОЛОГИИ ИНДУСТРИИ 4.0 И НОВЫЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ БИЗНЕСОМ
Тема 6. ЦИФРОВЫЕ СТРАТЕГИИ БИЗНЕСА И НОВЫЕ KPI

Общая трудоемкость дисциплины составляет: 3 зачетные единицы, 108 ак. часа.

Итоговый контроль по дисциплине проводится в форме защиты группового проекта.