Лаборатория прикладного отраслевого анализа ЭФ МГУ

Applied Industrial Analysis Laboratory

Лаборатория прикладного отраслевого анализа создана на экономическом факультете МГУ имени М.В.Ломоносова в 2015 году для организации и осуществления научно-исследовательских разработок и проектов в области решения комплексных проблем экономики отдельных отраслей с привлечением внимания со стороны государственных, муниципальных органов власти, бизнес-сообщества и общественности, имеющих высокую научную и практическую значимость.
Лаборатория является отдельным структурным подразделением экономического факультета МГУ и подчиняется декану факультета.

larisa

Руководство Лабораторией осуществляет Лариса Владимировна Лапидус, доктор экономических наук, профессор экономического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова, директор Центра социально-экономических инноваций экономического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова, академик Российской академии естественных наук (РАЕН), директор Центра компетенций цифровой экономики Международной Ассоциации корпоративного образования (МАКО), соразработчик программы и ведущий блока «Цифровая трансформация» Школы технологического лидерства (ШТЛ),эксперт рабочей группы по структурной модернизации экономики и инфраструктурным национальным проектам Общественной палаты РФ, член Экспертно-консультативного совета при Комитете Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока http://larisalapidus.ru. Автор более 100 печатных работ общим объемом более 150 п.л., в том числе учебника «Цифровая экономика: управление электронным бизнесом и электронной коммерцией».

Руководитель научных проектов по заказу ГУП «Московский метрополитен», ОАО «РЖД», ИКБ «Совкомбанк», Департамента социальной защиты населения города Москвы.

Руководитель программ повышения квалификации:«Эффективный менеджмент транспортной отрасли»; «Passenger rail transport in the context of intermodality: Economics and Management» (на английском языке); «Управление взаимоотношениями с клиентами»; «Мастерство эффективной бизнес-презентации»; «Краудсорсинг и краудфандинг: новые возможности для бизнеса», «Цифровая экономика: новые возможности для профессионального роста», «Цифровая экономика: инновационные решения для бизнеса».

Автор межфакультетского курса МГУ имени М.В.Ломоносова «Цифровая экономика: управление электронным бизнесом и электронной коммерцией», автор курса «Цифровая трансформация бизнеса» для магистров экономического факультета МГУ.

Основные направления исследовательской, экспертно-аналитической и учебной работы Лаборатории:

  1. Цифровая экономика и Индустрия 4.0: трансформация отраслей, бизнес-моделей и бизнес-процессов.
  2. Отраслевые особенности цифровой трансформации предприятия.
  3. Методологические основы цифровой экономики.
  4. Экономика и управление на транспорте.
  5. Развитие промышленности в России: экономика и управление промышленными комплексами и предприятиями.
  6. Инновационное развитие сферы услуг в условиях технологического сдвига.
  7. Экономика и управление отраслями социальной сферы.
  8. Разработка механизмов государственно-частного партнерства в отдельных отраслях экономики.
  9. Методологические подходы в области управления качеством продукции/услуг.

Формирование рабочих групп осуществляется по отраслевому принципу на основе гибкой кадровой политики, межкафедрального взаимодействия и интеграции усилий специалистов факультетов МГУ имени М.В.Ломоносова с привлечением внешних экспертов, специализирующихся на отраслевых проблемах.

В Лаборатории накоплен успешный опыт проведения прикладных научных исследований и отраслевых проектов: «Обзор передового опыта государственно-частного партнерства в социальном обслуживании населения» по заказу Департамента социальной защиты населения города Москвы (2013 г.); «Разработка методики оценки эффективности инвестиций в развитие и обучение персонала» по заказу ОАО «РЖД» (2014 г.); «Оценка уровней лояльности и потребительской удовлетворенности клиентов ООО ИКБ «Совкомбанк»» по заказу ИКБ «Совкомбанк» (2014 г.); «Оценка уровней лояльности и потребительской удовлетворенности пассажиров Московского метрополитена» по заказу ГУП «Московский метрополитен» (2014 г.); «Формирование механизмов устойчивого развития ОАО «РЖД» (выявление сдерживающих факторов)» (2015 г.).

Реализуются отраслевые программы дополнительного образования под корпоративный заказ: «Управление взаимоотношениями с клиентами» (по заказу ГУП «Московский метрополитен»); «Мастерство эффективной бизнес-презентации» (по заказу ОАО «ВНИИЖТ», ОАО «ИЭРТ»); «Passenger rail transport in the context of intermodality: Economics and Management» / «Экономика и управление пассажирским железнодорожным транспортом в условиях интермодальности» на английском языке; «Эффективный менеджмент транспортной отрасли» по заказу ГУП «Московский метрополитен», «Цифровая экономика: инновационные решения для бизнеса» (по заказу ОАО «РЖД»).

В 2015 г. осуществлено обучение 70 руководителей высшего состава ГУП «Московский метрополитен» по программе «Эффективный менеджмент транспортной отрасли», включая ассессмент-центр и тренинги по развитию инновационного, системного и стратегического мышления, руководства персоналом, применения компетентностного подхода в области развития персональной эффективности.

В 2017-2018 гг. реализован проект по тендерным договорам на оказание услуг по обучению управленческого состава ГУП «Московский метрополитен» по 11 программам дополнительного профессионального образования по направлениям «Экономика», «Организация оплаты и нормирования труда».

Результаты работы и продукты Лаборатории: методики, аналитические отчеты, доклады, справки, целевые программы, инновационные учебные продукты на русском и английском языках, методическая и учебная литература, рекомендации, экспертные заключения и проекты по вопросам экономической отраслевой политики, модернизации и развития различных отраслей экономики, стратегического управления крупными отраслевыми комплексами, предприятиями и другими бизнес-структурами, экспертные заключения и проекты по вопросам развития цифровой экономики, трансформации компаний с учетом отраслевых особенностей и мировых трендов.