12
дек

0

«Цифровизация отраслей экономики и цифровые стратегии бизнеса» – дискуссионная сессия Ларисы Лапидус на форуме «Цифровизация-2018»

4 декабря в рамках Всероссийского научно-практического форума с международным участием «Цифровизация-2018» прошла экспертная дискуссионная сессия «Цифровизация отраслей экономики и цифровые стратегии бизнеса». Модератором сессии выступила Лариса Лапидус, заместитель директора Национального центра цифровой экономики МГУ имени М.В. Ломоносова.

Доктор экономических наук, профессор экономического факультета МГУ Лариса Лапидус начала сессию с описания эволюции цифровой экономики: «1990 год – британский ученый Тимоти Бернерс-Ли разработал коды, благодаря которым Интернет стал доступен жителям нашей планеты. Именно это стало отправной точкой формирования цифровой экономики: модели потребления начали сдвигаться после того, как уже появлялись новые виды услуг и мы с вами меняли наше потребительское поведение».

Модератор заметила, что период системной трансформации наступит, когда закончится хаотичное перестраивание бизнес-процессов и начнется обоснованная трансформация экономики с позиции системного перехода (2020-2030 гг.). Лариса Лапидус также отметила, что развитие цифровой экономики в России во многом связано с майским указом Президента «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». В документе сформулированы цели и задачи национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».

«Задача нашей сессии – обсудить, с какими же вызовами сегодня столкнулись отрасли и компании, что тормозит цифровую трансформацию, какие риски она несет, как кросс-отраслевое и межсекторальное сотрудничество поможет компаниям решить вопрос сокращения расходов на сбор, хранение и обработку больших данных. Мы знаем, что сегодня – и эта цифра почти не меняется – из всех данных компании используют только 1%. Ключевыми проблемами являются как дублирование больших данных, так и проблемы их синхронизации. В этом смысле и межотраслевая, и корпоративная коллаборация позволит найти новые решения, чтобы сократить издержки», – отметила модератор сессии.

Первым спикером стал Алексей Конев, директор по инновациям Российского энергетического агентства Минэнерго России. Конев рассказал о ведомственном проекте «Цифровая энергетика», являющемся частью программы «Цифровая экономика». Данная инициатива будет синхронизирована с уже оформленными национальными проектами (в сфере информационной инфраструктуры, безопасности, цифровых технологий, нормативного регулирования и цифрового государственного управления). В рамках реализации проекта «Цифровая энергетика» предполагается выработка политики информационной кибербезопасности, работа с данными, цифровыми платформами, решение вопросов подготовки кадров, разработка правовой и нормативно-технической баз.

Задачи проекта – создание системы координации и мониторинга цифровой трансформации ТЭК России и эффективное взаимодействие между Министерством энергетики и экспертным сообществом и бизнесом. Предполагается создание Центра компетенций по основным направлениям цифровизации, который будет формироваться на базе Российского энергетического агентства Минэнерго России; организация экспертного координационного центра с рабочими группами по секторам ТЭК (энергетика, нефть, газ, уголь); деятельность рабочей группы под руководством первого заместителя Министра энергетики Алексей Текслера. В планах также организация Советов по цифровой трансформации отрасли.

«Сегодня реализуются пилоты по цифровой трансформации. Есть две компании, в которых назначены CTO (Chief technical officer. – Прим. НЦЦЭ), – “Росатом” и “Газпром нефть”. В настоящее время эти пилоты развиваются, и мы, заинтересованные стороны, внимательно смотрим, что же происходит, как формируются концептуальные представления, система управления», – сообщил спикер.

Направления проекта «Цифровая энергетика» – повышение эффективности функционирования ТЭК России за счет использования цифровых технологий и платформенных решений (координация деятельности на различных уровнях, формирование кадров, цифровизация государственного управления и контроль надзорной деятельности); цифровизация энергетики (внедрение риск-ориентированного управления на основе использования технологий Интернета вещей – машинного обучения, искусственного интеллекта и больших данных); в перспективе выход на формирование систем отраслевых заказов (благодаря платформе мониторинга состояния оборудования, планирования необходимости оборудования для энергетики); цифровизация нефтегазового комплекса и угольной промышленности. В данный момент проект находится на стадии четвертой редакции.

Под руководством Конева был проведен опрос энергетических компаний на тему, какие цифровые проекты они уже реализуют. Результат опроса показал, что 11 компаний внедрили 52 проекта по следующим направлениям: управление кибербезопасностью, единая ИТ-среда/архитектура, создание хранилищ данных, цифровая логистика, мониторинг состояния персонала, цифровые двойники, цифровое производство, моделирование объектов и процессов, управление спросом/агрегатор спроса.

Борис Лапидус, доктор экономических наук, профессор, председатель Объединенного ученого совета ОАО «РЖД», председатель Международного совета по железнодорожным исследованиям (IRRB), выступил с докладом «Цифровая стратегия ОАО “РЖД” – Инструмент роста эффективности и конкурентоспособности».

«Информационная система компании “РЖД” ежесекундно отслеживает миллион вагонов в движении, примерно 5,5-6 тысяч локомотивов – также в движении. Ясно, что информационные системы и системы, которые создают цифровые инструменты управления эффективностью этих активов, представляют большую сложность и важность. Экосистемный подход в нашей компании является основой для формирования системы управления и подхода к цифровой трансформации компании. Такие признаки, как целостность, устойчивость, способность к саморазвитию и открытость, которые характеризуют живую природу, в полной мере соответствуют и признакам мощнейшей системы “РЖД”. 86 тыс. км основной сети железных дорог, 5 тыс. станции – это огромная система, которой нужно управлять», – рассказал Борис Лапидус.

«Выстроена четкая система управления цифровой трансформацией, есть директор по цифровым технологиям, в распоряжении которого есть подразделение, стратегия, утвержденная Правлением и Советом директоров», – отметил спикер.

Важнейшим подходом и основой цифровизации в компании является выстраивание двух систем, которые связывают между собой по горизонтали – поставщиков ресурсов для «РЖД» и потребителей услуг компании, по вертикали – информационно-управляющую систему, связывающую центр управления (головной холдинг компании) с линейными предприятиями, которых насчитывается более 2 тыс. Повышение критериев безопасности, качества услуг, сервиса, грамотная ценовая стратегия – эти задачи, сообщает Борис Лапидус, лежат в области стратегических целей цифровой трансформации «РЖД».

Исходя из анализа трендов Индустрии 4.0 видно, что все они могут быть использованы и используются в отрасли железнодорожного транспорта. Список трендов: роботизация (терминалы, ремонт, содержание); моделирование и прогнозирование (стратегии, проектирование, увеличение провозной способности); горизонтальная и вертикальная интеграция (управление процессами); Интернет вещей, или IoT (техническая диагностика состояния, мониторинг перевозок); кибербезопасность (безопасность техническая и экономическая); клиентские сервисы (выбор маршрутов, сервиса, интероперабельность); облачные вычисления и хранение данных (использование внешней инфраструктуры и ПО для хранения и обработки данных); дополненное производство, например 3D-печать (угроза для рынка перевозок); искусственный интеллект (автомашинист, оптимизация маршрутов, управление потоками); большие данные и продвинутая аналитика (аналитика для маркетинга, стратегическое планирование, текущая диагностика).

Цифровая железная дорога, как описывает ее Борис Лапидус, – это новый этап развития железнодорожной отрасли, при котором достигается  качественно новый уровень услуг за счет внедрения цифровых технологий и изменения традиционной модели ведения бизнеса. Ключевыми технологиями цифровой железной дороги являются интернет вещей (IoT), большие данные (BigData), высокоскоростная сеть передачи данных, интеллектуальные системы и мобильные приложения.

«Особое внимание сегодня уделяется формированию инструментов искусственного интеллекта для перевода управления локомотивами и поездами в беспилотный режим. Сделать это проще, чем в автомобиле: степень определенности поезда в пространстве выше. Тем не менее учитывая массу поезда, инерцию при торможении и энергетические параметры, задача является крайне сложной», – заметил спикер. Сейчас уже функционируют беспилотные поезда под Санкт-Петербургом, также «РЖД» планирует в скором времени решить задачу по беспилотному управлению на Московском центральном кольце (МЦК). Сегодня 90% задач управления поездом осуществляется за счет информационно-управляющих систем. «РЖД» также стремится уменьшить интервалы между прибытием поездов: так, в скором времени на МЦК будут такие же промежутки между поездами, как и в метрополитене. Эксперт отметил ощутимые для компании экономические выгоды от использования цифровых данных.

Борис Лапидус рассказал о применении международной системы цифрового развития «ЭКСПРЕСС», которая предполагает бронирование и оформление мультимодальных путешествий. Благодаря цифровым технологиям, также отметил Борис Лапидус, растет и уровень точности доставки грузов.

Переходя к следующему спикеру, Лариса Лапидус заметила: «В настоящее время блокчейн остается одной из самых обсуждаемых технологий. Несмотря на то, что потенциал у этой технологии достаточно высокий, не все отрасли, которые пытаются примерить блокчейн на себя, смогут внедрить эту технологию».

«Все мы, сидящие в этой аудитории, думаю, достаточно скептически относимся к биткоинам и криптовалютам. Как грамотные люди, понимаем, что тот финансовый пузырь, который надувался, сейчас постепенно идет к своему спаду. Я думаю, что в ближайшие годы он будет зафиксирован. Пузырь криптовалют лопнул – по крайней мере мы можем это сказать о биткоинах… Единственное, что нам породила данная тема, – это, конечно, такую важнейшую технологию, как блокчейн-технологию, которая во многом еще вызывает вопросы (что последует за этим, проблемы энергозатратности, риски кибербезопасности, потеря криптошифровальных ключей)», – поделилась модератор.

Алексей Ермаков, основатель и генеральный директор сервиса для покупки криптовалюты Aximetria (Швейцария), специалист по кибербезопасности и большим данным, отметил: «Я сегодня буду акцентировать внимание не на криптовалюте, к которой можно по-разному относиться, а на технологии блокчейна. Однако если говорить о криптовалюте – это как современное искусство, которое многими не признается, другие платят за него баснословные деньги. Должно пройти какое-то время, чтобы мы привыкли и относились к каким-то картинам или скульптурам современного искусства так же, как и к традиционным шедеврам».

Алексей Ермаков рассказал о том, какую пользу граждане и компании могут извлекать из блокчейн-технологии: «Сегодня блокчейн применяется в факторинговых операциях; при реализации сервисов управления интеллектуальной собственностью; в платформах, которые помогают реализовать эффективное взаимодействие в бытовой сфере, где есть много участников и циркулирующая между ними информация находится в разрозненных системах учета, что периодически приводит к ошибкам в учете или снижению скорости операций; в блокчейн-нотариате; системах расчетов с контрагентами; во внутрибанковских и межбанковских аккредитивах», – сообщил спикер.

Однако в действительности блокчейн-технология часто используется исключительно при ведении электронного документооборота. «Это не позволяет достичь тех целей, которые технология дает – распределенные вычисления и распределенная информация между всеми участниками», – добавляет Алексей Ермаков. По его мнению, эффективность применения технологии снижают такие факторы, как недоверие между конкурирующими компаниями и отсутствие достаточной регуляторной базы.

«Блокчейн-технология, с учетом нашей увлеченности этой технологией в течение последнего года (до этого о ней никто особенно не говорил), дает России уникальную возможность достичь технологического приоритета в этой отрасли, востребованной и имеющей хорошие перспективы только за счет того, что у нас уже есть высокий технический потенциал. Нам достаточно применения этого потенциала с соответствующей поддержкой в виде регулирования», – считает Алексей Ермаков.

По его словам, говорить о перспективах применения блокчейна, тем более в расчетных системах, сложно. Однако стоит отметить, что большинство крупных банков Северной Америки, Азии и Европы в 2017-2018 гг., пока что не применяя блокчейн в своей работе, вошли в капитал технологических компаний, которые занимаются расчетными системами, построенными на блокчейне.

Возможно, со временем, считает Ермаков, технология блокчейн сбросит свой «”анархический флер” и перейдет к упорядоченному развитию, которое будет управляться заинтересованными компаниями и государством».

Переходя к теме кибербезопасности, модератор сессии Лариса Лапидус привела данные статистики. В 2016 году общемировой ущерб от киберпреступлений составил 575 млрд дол. В 2017 году ущерб оценивался уже в 1 трлн дол. К 2020 году прогнозируется ущерб в 2 трлн дол.

«Вспоминая эволюционную шкалу нарастания потребления в Интернете, цифровизацию, которая также связана с Интернетом, [вспоминая] о том, что к 2020 году мы уже перейдем к роботизированным фабрикам, [учитывая] масштаб рынка вещей и нарастание объема больших данных, 25 млрд вещей, которые будут подключены к 2025 году к Интернету, – это все как раз та зона, в которую направляются мошенники. Чем больше мы потребляем в Интернете, тем больше мошенники зарабатывают», – поделилась мнением Лариса Лапидус. Ключевую роль в борьбе с киберпреступностью сыграют корпорации по кибербезопасности. Эксперт рада, что российские корпорации лидируют как на российском, так и на мировом рынках кибербезопасности.

Камо Басенцян, старший менеджер направления Brand Protection, Group-IB, выступил с докладом «Угрозы для бренда в Интернете». Спикер выделил три ключевых направления кибербезопасности – защита внешнего периметра (потенциальные клиенты, инвесторы и т.д.), защита внутреннего периметра (инфраструктура – начиная от серверов, заканчивая облачными технологиями) и команда компании.

В презентации Басенцян сконцентрировался на первом направлении. Спикер выделил три онлайн-угрозы для бренда. Во-первых, интернет-мошенничество, неправомерное использование бренда (схемы: мошеннические сайт, сайты-клоны, фишинг, ложное партнерство, поддельные мобильные приложения, неправомерная реклама, поддельные аккаунты и группы в соцсетях). Вторая угроза – нелегальная онлайн-продажа (схемы: предложения по продаже контрафактной продукции, несоблюдение партнерской политики). В-третьих, интернет-пиратство (незаконное использование объектов авторского права).

По данным докладчика, 90% сайтов, продвигающих только один бренд, – мошенники, 1274 фишинговые атаки совершается ежедневно, 2 млрд руб. потеряла химическая промышленность в результате атаки клонов (на примере компании «ЕвроХим» и др.).

Кибермошенничество приводит не только к финансовым, но и репутационным потерям компании. Так, 64% пользователей перестают покупать продукцию после столкновения с мошенниками. Происходит также размытие бренда – уменьшается потребность в товаре или услуге по причине массового распространения. Снижается и психологическая цена, за которую потенциальный клиент готов купить продукцию компании. Спикер рассказал, что последнее, например, случилось с производителем очков – брендом RayBan.

Георгий Хитров, член комиссии по развитию научно-технического творчества при общественном совете Минпромторга РФ, рассказал о создании общероссийского «Портала витрины молодежных проектов» и фестивале «От винта!».

Ирина Святицкая, руководитель молодежного направления hh.ru, отметила, что российский рынок труда пока еще традиционен. Однако уже сейчас видно, что специалисты в области искусственного интеллекта, машинного обучения, блокчейна, больших данных очень востребованы.

 

«Если хочется в дальнейшем чувствовать себя комфортно на рынке труда, не испытывать проблем с трудоустройством, то, конечно, надо изучать новые технологии», – рассказала Ирина Святицкая.

Предполагается, что наиболее востребованными компетенциями 2025 года будут: умение критически мыслить, работа в команде, адаптивность/работа в условиях неопределенности, самостоятельное принятие решений, обработка и анализ больших данных, восприятие критики и обратная связь, организация своей деятельности, инициативность, эмпатия, продажи, умение мотивировать и т.д.

Модератор встречи Лариса Лапидус заметила: «Помимо гибридных компетенций, о которых говорила Ирина, креативность – это то, что позволит каждому сохранить свое рабочее место. В первую очередь искусственный интеллект заменит рутинные задачи. Повторяющиеся процессы, операции – это то, что можно алгоритмизировать. Все, что мы не можем алгоритмизировать, это как раз наша креативность и интеллект».

X